Самоограничивающая позиция жертвы

Октябрь 3, 2017 0 Автор marinaa2016!
От автора: Триггером послужила статья коллеги о том, что есть феномен виктимблейминга (слово-то не наше; и использование подобных акцентуаций — влияет на наше общество сильно, подсознательно, образами и якорями).

Позиция жертвы — это такой стиль жизни. Когда низкая самооценка, низкий уровень любознательности. Когда человек, не зная своих прав в стране, в которой живет, ждет, что о нем позаботятся как о маленьком ребенке.

Я была в позиции жертвы, каждый был из нас хоть раз в своей жизни, в той или иной степени. И чем больше мы требуем счастье вернуть нам, тем больше мы не получаем опыта, который позволит создавать счастье заново. Мир не справедлив. Это как родить ребенка и думать, что он будет особенный, а он оказывается другой (свой характер, другой цвет волос, пол и так далее) и впасть в жертву. И так и не позволить себе разочароваться в своих убеждениях и научиться радоваться заново тому что есть, а ждать подтверждения этим убеждениям, страдая, бьясь об реальность.

Вот тоже семое позиция жертвы — это выставление своей уязвимости на амбразуру и ожидание, что кто-то поможет, поддержит. Ну и с чего бы? Мир разве такой? Или это первый день жертвы в мире? Это просто замкнутый круг. Где есть место депрессии, болезням, смирению, агрессии в форме насилия во вне или на себя. А если находится помошник, то создается зависимость, где жертва остается жертвой и не живет, а выживает, кстати продолжая страдать.

С чего мы взяли, что заболев нам помогут? Врачи часто не могут помочь, особенно с психосоматикой (а я считаю 95% болезней — это психосоматика. 5% я даю, например, на манипуляции правительства, вроде добавления антидепрессантов в водопровод регионов США). Особенно врачи не могу помочь, если выбрать не того врача психологически — не довея ему,  или физически — не по профилю.

С чего мы взяли, что жертве преступления должны помогать? Есть потребность — можно найти куда обратиться, но уж не сидеть и ждать, что вернувшись в свою среду, будет понимание, любовь, помощь. Складывается впечатление, что это и было целью. Или это иллюзия, которая помогает уйти от реального мира.

С чего мы взяли, что пережив потрясение все изменятся? Все будут жить как жили, но будут, возможно, знать о Вашей уязвимости. И именно это будет ранить нас. То, что кто-то знает рассматривается как вторжение в свое пространство, которое хочется сделать безопасным. Тогда могут быть проекции на общество своего отношения к себе, своего бессилия.

Я против требования сострадания. Так это не работает. Это просто способ «выпустить пар».

Есть нечто больше нас — это система, в которой мы, практически, все. И пока мы в этой системе — это не наши законы. И либо мы их принимаем, либо выходим из системы и делаем свою. Либо строим свою систему в системе, но уж явно бить кулаками о глухую стену — это снова «выпустить пар»-не решение проблемы.

Да, все мы люди. Но как часто мы ищем общества, которые уже есть или создаем такие, чтобы внести свои изменения в систему по случаю?  Единомышленников, где можно подкрепить свою устойчивость или законы или программы, где можно знать как себя защитить.

Какой процент населения «гуглит» — совершает первый шаг к действию, изменениям. Ищет свои прописанные в открытом доступе права, условия проживания в другом городе или селе, школы с раздельным образованием и их значение, полезные свойства еды, обучение навыкам фильтрации информации, услуги не только в своем городе, а вообще возможные в мире.

Мы начинаем видеть происходящее в мире, когда это касается нас лично. И не хотим мириться с тем, что таков мир. Но если этот этап затягивается — то нам бароном Мюнхаузеном, вытаскивающем себя за волосы, или нет — решать только нам. И кстати этап вытаскивания себя за волосы — это тоже временный этап для выживания, который может затягиваться. Как мы поймем, что процесс завершается? Мы обретем себя и свои переживания, свое право на место, чувства, действия и сможем быть собой где угодно, не распадаясь на мелкие кусочки в других людей.

Психолог Войтишина Марина