О бессознательных фантазиях в повседневной жизни
Многие говорят о том, что у них с фантазией очень плохо, что не умеют фантазировать, в то время, как все наоборот. Фантазии могут быть довольно часто, просто бессознательно. Я не смогу этот процесс вычленить из всей истории жизни каждого человека. Фантазии — это обширная тема. И ее можно рассматривать под такими разными углами и будет мало об этом. Я хочу написать про бессознательные фантазии. Поэтому я приведу пример, который будет являться наглядным, а не терапевтичным больше. То есть не пригодный для жизни, а пригодный для работы мыслительного процесса на тему бессознательных фантазий. Итак, ребенок, рядом родители, которые имеют свои дела и только вечером, например, семья в сборе. И в это время все уставшие и порой, раздраженные. Ребенок переживает свои этапы в жизни: потеря игрушки, первая влюбленность, первые месячные или эрекция. Хорошо, когда рядом есть тот, кто выслушает, объяснит как бывает. Но когда такого человека рядом нет — ребенок остается один на один со своими переживаниями, чувствами. Он старается справляться самостоятельно — пытаясь проанализировать, успокоить себя и так далее. Отсюда появляется навязчивость и стирание границ между реальностью и фантазиями. Чувства как бы рационализируются в образы, схемы, ситуации, проживая их снова и снова. Потому что как с чувствами проживать в семье, возможно, никто и не знает.
Стирается грань между реальностью и фантазиями — это значит, что я уже переживаю не по поводу этой ситуации, своих ощущений, а уже по поводу фантазий об этих переживаниях, ощущениях. Например, дети, которые заболевают перед праздниками, на которые бы хотели попасть — они не справляются с возбуждением и нахлынувшими чувствами ожидания события, потому что переживаний очень много не только по поводу события, но и по поводу фантазий об этом событии: «а когда я туда прийду, то будет..,» «мне нечего одеть, на меня посмотрит не так мой друг» и так далее. Удивительно, но помощь в таких сильных переживаниях — это разговор с ребенком о его чувствах, контейнируя его переживания, то есть, чтобы он выговорился и был услышан, не обесценят и принят. Если так не происходит — ребенок вырастает и так и справляется далее по жизни. Желанное повышение — саботирует, пугаясь своих фантазий и уходя все дальше и дальше от своих истинных чувств по поводу ситуации, а не по поводу фантазии. Работа с психологом будет той самой живительной водой — когда внутренний ребенок сможет наконец быть услышанным, когда напряжение от попытки справиться головой — будет уходить. Появляется опыт принятия, многие вещи проговариваются и высвобождается огромное количество энергии, а также приходит осознание, что происходит в момент пограничных состояний. А в дальнейшем и ощущение устойчивости за счет обретения более четких границ между реальностью и своей фантазией. п.с. дополню, что справляться фразами, вроде: «это просто фантазия» — не получится, получится еще больше уйти «в голову». Рецепт прост — проживание чувств здесь и сейчас, пусть даже, порой, не осознавая по какому поводу. Пугаясь — мы убегаем в фантазии и там уже есть все что душе угодно — страдания, радость, грусть и так далее. Но это не про реальную жизнь и это важно осознавать. Потому что это может служить благоприятной почвой для любого рода зависимостей и зависимого поведения. Ведь находясь далеко отсюда — от реальной жизни — мы не растем. |